Программа социально-экономического развития МО

                                                                              УТВЕРЖДЕНА

                                                                            Решением Сиктяхского сельского

                                                                            Совета депутатов № ____

                                                                            От _______________ 20__ г.

 ___________ Р.М. Кривошапкина 

Комплексная программа развития

н. Сиктях Булунского улуса

Республики Саха (Якутия).

(Указ президента Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2012 года № 1644 «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия))

 

н. Сиктях

2013 г.

 

ПАСПОРТ

Программы комплексного развития

муниципального образования сельского поселения

«Сиктяхский наслег» на 2013-2016 гг.

 

Наименование Программы

Программа комплексного развития муниципального образования сельского поселения «Сиктяхский наслег» Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 гг.

Дата принятия решения о разработке Программы

 

Основные разработчики Программы

Администрация МО СП «Сиктяхский наслег»

Цели и задачи Программы

Цель программы – формирование качественно нового уровня жизни сельского поселения;

Создание качественно устойчивой, социально-экономической среды;

Обеспечение эффективной занятости населения, снижение безработицы, улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности;

Повышение качества жизни населения, устойчивое функционирование сельхозпроизводства.

Задачи программы:

  1.  Развитие человеческого потенциала и повышения качества жизни жителей наслега;
  2. Развитие традиционных отраслей Севера;
  3. Укрепление материально-технической базы рыбопромысловых предприятий наслега;
  4. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;
  5. Развитие социальной инфраструктуры;
  6. Обеспечение активной политики занятости населения;
  7. Разработка рекомендаций для улучшения хозяйственной деятельности жизнеобеспечивающих отраслей экономики и условий жизнедеятельности населения;

Оценка финансового состояния хозяйства поселения, прогнозирование роста собственных доходов местного бюджета и размеров финансовой поддержки его за счет республиканского бюджета.

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2016 гг.

Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты

 Строительство школы-детсада на 50/25 мест.

Строительство парка культуры и отдыха;

Приобретение трактора с прицепом;

Строительство детской спортивно-игровой площадки;

Освещение улицы;

Озеленение улиц;

Очистка свалки;

Очистка (уборка) улиц;

Генеральная уборка территории наслега (от металлолома);

Ремонт фасадов домов, зданий

Ключевые целевые показатели Программы

Улучшение уровня жизни населения;

Рост среднемесячной заработной платы;

Увеличение оборота оплаты услуг населению;

Улучшение социальной инфраструктуры населения;

Снижение уровня безработицы

Механизм управления реализацией Программой

 Составление бюджетной заявки на выделение средств из федерального, республиканского бюджетов для финансирования мероприятий и объектов Программы в очередном году;

Ежегодное проведение мероприятий по включению мероприятий и объектов Программы  в качестве расходного обязательства муниципального образования в решение представительного органа местного самоуправления о местном бюджете;

Ежегодный мониторинг и оценка эффективности реализации Программы;

Актуализация результатов анализа социально-экономического положения наслега;

Подготовка аналитических докладов и информационных справок о ходе ее реализации;

Обеспечение контроля за подготовкой и реализацией программных мероприятий;

Целевое и эффективное использование средств бюджетов всех уровней и иных средств.

Источники и объем финансирования Программы

Местный бюджет, республиканский бюджет.

 

Приложение №3

к Программе социально-экономического развития

муниципального образования сельское поселение

«Сиктяхский наслег»

на 2012-2016 гг.

 

Примерная система индикаторов (показателей) программы социально-экономического развития муниципального образования сельского поселения «Сиктяхский наслег»

№ п/п

Ожидаемый результат от реализованных программных мероприятий (в натуральном выражении), эффект

Значения индикаторов (показателей)

Базовый год

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Улучшение качества жизни населения

 

 

 

 

 

 

 

Численность населения МО (на конец года), человек

 

300

300

300

287

284

 

Коэффициент рождаемости

 

 

 

 

 

 

 

Среднемесячная номинальная заработная плата, рублей

 

 

 

 

 

 

 

Среднедушевой доход на 1 жителя, рублей

 

 

 

 

 

 

 

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), кв.м

 

10,7

10,7

10,7

11,1

13,1

 

Ввод в действие жилых домов, кв.м

 

 

 

 

 

136

 

Ввод в действие индивидуальных жилых домов, построенных за счет средств населения, кв.м

 

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство

 

 

 

 

 

136

2.

Содействие обеспечению занятости населения, создание новых рабочих мест, сокращение числа безработных

 

 

 

 

 

 

 

Численность населения в трудоспособном возрасте (на конец года)

 

166

166

166

156

166

 

Доля работающих на крупных предприятиях в численности экономически активного населения МО, %

 

 

 

 

 

 

 

Доля работающих на малых предприятиях в численности экономически активного населения МО, %

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество созданных новых рабочих мест, единиц

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество дополнительно созданных временных рабочих мест в период реализации программы, единиц

 

 

 

 

 

 

 

Уровень зарегистрированной безработицы, %

 

1

1

0,9

1

1

 

. . .

 

 

 

 

 

 

3.

Содействие развитию базовых отраслей экономики

 

 

 

 

 

 

 

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Реализация бизнес-проектов предпринимательства и малого бизнеса, единиц

 

 

 

 

 

 

 

Доля налоговых отчислений градообразующих предприятий в общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет, %

 

 

 

 

 

 

 

Объем производства сельскохозяйственной продукции, тыс. рублей

 

412,5

534,2

207,5

1020,0

429,0

 

Поголовье скота и птицы во всех категориях хозяйств, голов:

 

 

 

 

 

 

 

Крупный рогатый скот

 

 

 

 

 

 

 

из них коров

 

 

 

 

 

 

 

            лошади

 

 

 

 

 

 

 

            олени

 

 

 

 

 

 

 

            свиньи

 

 

 

 

 

 

 

            птица

 

 

 

 

 

 

 

Производство основных видов продукции животноводства и растениеводства:

 

 

 

 

 

 

 

Скот и птица на убой (в живом весе), центнеров

 

 

 

 

 

 

 

Молоко, центнеров

 

 

 

 

 

 

 

Яйца, тыс. шт.

 

 

 

 

 

 

 

Валовой сбор зерна, центнеров

 

 

 

 

 

 

 

Валовой сбор картофеля, центнеров

 

 

 

 

 

 

 

Валовой сбор овощей (включая закрытый грунт), центнеров

 

 

 

 

 

 

 

Производство продовольственных товаров, центнер:

 

 

 

 

 

 

 

Мясо и субпродукты убойных животных

 

 

 

 

 

 

 

Мясо и субпродукты домашней птицы

 

 

 

 

 

 

 

Мясные полуфабрикаты

 

 

 

 

 

 

 

Колбасные изделия

 

 

 

 

 

 

 

Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные

 

 

 

 

 

 

 

Цельномолочная продукция

 

 

 

 

 

 

 

Масло сливочное

 

 

 

 

 

 

 

Сыр и сырные продукты

 

 

 

 

 

 

 

Хлеб и хлебобулочные изделия

 

 

 

 

 

 

 

Макаронные изделия

 

 

 

 

 

 

 

Воды минеральные и газированные неподслащенные и неароматизированные, п/литр

 

 

 

 

 

 

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава), человек:

    средних предприятий

    малых предприятий

    индивидуальных предпринимателей

 

5

5

5

5

6

 

Доля среднегодовой численности работников в среднегодовой численности занятых в экономике МО, %:

       средних предприятий

       малых предприятий

       индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Среднемесячная заработная плата работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава)

на 1 организацию:

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Объем товаров (услуг), реализованных населению на одного жителя, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового продукта МО:

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Объем оборота, млн рублей

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Объем инвестиций в основной капитал, млн рублей

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Объем налоговых поступлений, тыс. рублей

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Доля налоговых поступлений от общего объема поступлений в бюджет МО, %

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 1 организацию:

     средних предприятий

     малых предприятий

     индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

Число предприятий, прекративших свою деятельность за отчетный период, единиц

 

 

 

 

 

 

 

Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в порядке преимущественного права арендаторов:

      площадь, кв.м

      доходы, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Предоставление муниципального имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру развития субъектов малого и среднего предпринимательства:

      площадь, кв.м

      доходы, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Объем платных услуг, всего в том числе:

        бытовые услуги

        транспортные услуги

        услуги связи

        жилищные услуги

       коммунальные услуги

       услуги учреждений культуры

       туристские услуги

       услуги гостиниц

 

 

 

 

 

 

 

физической культуры и спорта

       медицинские

       санаторно-оздоровительные

       ветеринарные услуги

       услуги правового характера

       услуги системы образования

       прочие виды платных услуг

 

 

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

 

 

 

4.

Обеспечение надежной системы жизнеобеспечения населения

 

 

 

 

 

 

 

Протяженность тепловых сетей, км

 

 

 

 

 

 

 

Протяженность газовых сетей, км

 

 

 

 

 

 

 

Подключение жилищного фонда/бюджетных учреждений к центральному (газовому) отоплению, кв. м

 

 

 

 

 

 

 

Грузооборот автомобильного транспорта всех видов деятельности, тыс. т-км

 

 

 

 

 

 

 

Пассажирооборот автомобильного транспорта всех видов деятельности, тыс. пасс.-км

 

 

 

 

 

 

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, км

 

 

 

 

 

 

 

      в т.ч. с твердым покрытием

 

 

 

 

 

 

 

в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

 

федерального значения

 

 

 

 

 

 

 

      в т.ч. с твердым покрытием

 

 

 

 

 

 

 

регионального покрытия

 

 

 

 

 

 

 

      в т.ч. с твердым покрытием

 

 

 

 

 

 

 

муниципального значения на уровне района

 

 

 

 

 

 

 

      в т.ч. с твердым покрытием

 

 

 

 

 

 

 

Муниципального значения на уровне поселения

 

 

 

 

 

 

 

      в т.ч. с твердым покрытием

 

 

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

 

 

 

5.

Повышение качества и доступности услуг в сфере культуры, физической культуры, молодежной политики

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес населения, участвующего в клубных формированиях и мероприятиях, проводимых на платной основе

 

 

 

 

 

 

 

Доля граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения

 

 

 

 

 

 

 

Доля молодежи, принимающей участие в социально-экономической, общественно-политической жизни поселения, в общей численности молодежи

 

 

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

 

 

 

6.

Обеспечение финансовой устойчивости поселения

 

 

 

 

 

 

 

Общий объем дополнительных поступлений от проектов в муниципальный бюджет, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Объем привлеченных внебюджетных инвестиций, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Доля собственных доходов бюджета поселения в общих доходах, %

 

 

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                   

I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МО СП «СИКТЯХСКИЙ НАСЛЕГ».

13

       1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

13

  

 

13

       2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

39

       3. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

43

       4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

43

       5.  ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

 

45

II. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МО СП «СИКТЯХСКИЙ НАСЛЕГ»

 

 

46

III.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МО СП «СИКТЯХСКИЙ НАСЛЕГ» НА 2013-2016 ГОДЫ

 

 

47

       3.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

47

3.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА

51

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

51

V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.

 

52

VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

55

 

I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СП «СИКТЯХСКИЙ НАСЛЕГ»

 

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Наслег Сиктях расположен на реке Лена в 410 км от районного центра Булунского улуса п. Тикси (по зимнику). Образован «Положением о территориально-наслежной администрации муниципального образования Булунский улус (район) на основании решения Президиума Булунского районного собрания № 03/02 от 14.04.2003 г.

Территория наслега относится к зоне арктической лесотундры, характерной чертой которой обусловлено суровым и жестким климатом, с коротким холодным летом, продолжительной суровой зимой, с большим снежным покровом.

Температурный режим воздуха в наслеге Сиктях по данным Тиксинской гидрометеорологической обсерватории отличается особой жестокостью. Наслег отличается высокой влажностью воздуха.

Население насчитывает 317 чел. В основном это трудоспособный слой населения и дети. Средний возраст населения – 35 лет.

         По национальным признакам якуты – 15%, эвенки – 80%, русские – 5%.

         В наслеге малокомплектная школа, детский сад, дом культуры, ФАП, магазин. Все дома электрифицированы, телевизионное вещание транслируют центральные каналы и ТВ республики.

 

 

2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, КОММУНАЛЬНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

 

Образование.

 

В МБОУ «Сиктяхское» наслега на начало 2012 – 2013 учебного года обучается 12 учащихся, а в школе- интернате в п. Кюсюр – 27 учащийся. Без совместителей в школе заняты 2 учителя. Школа не типовая, отсутствует спортивный зал, кабинеты маленькие, отопление печное, топится дровами. Общая площадь – 110 кв.м. Фактическая площадь на одного учащегося – 9,2 кв.м. в то время, как норматив – 19,43 кв.м. Состояние аварийное. Пришкольный участок маленький.

Вопрос о строительстве новой школы стоит с 2003г.

 

В МБДОУ «Кэрэчээнэ» 30 мест на две группы. Здание не типовое, с автономным отоплением, топится дровами.

 

Здравоохранение.

 

Медицинские услуги населению оказываются фельдшерско-акушерским пунктом.

В ФАП работает 2 человека и один представитель техперсонала.

С 2012 года началось строительство нового фельдшерско-акушерского пункта.

 

Культура.

 

В наслеге Сиктях функционирует МБУ этнокультурный центр «Кэскил».

Здание клуба приспособленное, деревянное. Общая площадь 153 кв.м. на 100 единиц мест, с автономным отоплением, топится дровами. Требуется капитальный ремонт, а также улучшение оснащения. Территория клуба маленькая, не огражденная.

Сельский дом культуры является центром проводимых мероприятий в поселке. Здесь проводятся праздники школьных и дошкольных учреждений, досуг молодежи, а также некоторые спортивные мероприятия, собрания и пр.

Также в поселке отсутствует парк культуры и отдыха, где должен проводиться национальный праздник Ысыах.

В поселке есть библиотека. Здание маленькое, ветхое. Мероприятия проводятся совместно с СДК. Большую работу по пропаганде духовности и нравственности молодежи проводит наслежная библиотека и МБУ «Кэскил».

 

Молодежная политика, физкультура и спорт.

 

Одной из основных задач работы с молодежью в наслеге Сиктях является привлечение молодого поколения к активной общественной и социально – экономической жизни, к занятиям физической культурой и спортом, создание современного механизма выработки и принятия решений по основным направлениям молодежной политики с привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных молодежных организаций, поддержка талантливой молодежи, подготовка кадров.

Большую работу по пропаганде духовности и нравственности молодежи проводит наслежная библиотека и МБУ «Кэскил».

Формирование гражданских качеств личности, нацеливание молодежи на большую самостоятельность должны иметь первостепенное значение.

Для этого необходимы целенаправленные и скоординированные действия, такие как:

  • Подготовка молодежи к участию в экономической, культурной и общественно-политической жизни;
  • Реальное участие молодежных общественных организаций в решении задач по гражданскому становлению и самореализации молодежи;
  • Пропаганда отечественной истории и культуры, здорового образа жизни, гражданского долга;
  • Развитие массового молодежного спорта и воспитание потребности в физической культуре и спорте;
  • Развитие художественного и интеллектуального творчества молодежи и внедрение его в различные сферы жизнедеятельности.

Одним из основных направлений поддержки молодежи должно стать вовлечение молодежи в новые формы рыночных отношений. Для этого необходимо:

  • Повышение деловой активности через стимулирование самозанятости, в том числе создания собственного дела, развития молодежного предпринимательства;
  • Привлечение молодежи в систему новых информационных технологий и государственного и муниципального управления.

 

Уровень жизни населения.

 

Социальная защита населения.

В современных экономических условиях проблема социальной защищенности малообеспеченных слоев населения (ветеранов, инвалидов, одиноких престарелых) особенно важна.

          Всего в наслеге 14 ветеранов труда, инвалидов 1 группы – 2 человека, инвалидов 2 группы – 3 человека, инвалидов 3 группы – 3 человека, многодетных и малообеспеченных семей – 2.

           Численность пенсионеров – 42, из них работающие – 10 человек. Средний размер назначенных месячных пенсий – 11483, 41 рублей. Количество семей – 96, из них малоимущих – 28,Число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий – 10.

 

Энергетика

 

В наслеге Сиктях в 2011 году установлена новая дизельная электростанция ДЭС-260 кВт.

Работает 6 человек.

Характеристика ДГ

Филиал Участок

Кол-во, ед.

Дизельные агрегаты

Максимальная нагрузка (зимняя/летняя)

Тип агрегата

Тип дизеля

Мощ-ность (кВт)

Ст. №

Год устан.

Наработка на 01.01.12

Сиктях

6

АД-60

6Ч 13/14 (ЯМЗ)

60

1

2001

14952

зим.100/80

 

ДЭУ-100

8ч 13/14 (ЯМЗ)

100

2

1992

87041

лет.65/30

 

ДЭУ-100

8ч 13/14 (ЯМЗ)

100

3

2000

44378

 

 

ДЭУ-60.2АПР

Cummins 6BT5,9-G2

60

1

2011

299

 

 

ДЭУ-80.2АПР

Cummins 6BTAA5,9-G2

80

2

2011

213

 

 

ДЭУ-80.2АПР

Cummins 6BTAA5,9-G2

80

3

2011

473

 

Общая длина линии электропередачи:

- ВЛИ-0,4 кВ в п.Сиктях – 2,89 км;

 

Связь

 

В наслеге в области связи задействованы два предприятия – Тиксинский филиал ОАО «Сахателеком», ОАО «Ростелеком» и Почта России. Общая монтированная емкость телефонных станций номеров – 64. Отсутствуют выход к скоростному интернету, сотовой связи, цифровому телевидению. Здание почты ветхое, отопление печное, требуется капитальный ремонт или строительство нового здания. В наслеге транслируется два канала: Первый, Россия, а также НВК Саха.

 

Благоустройство наслега.

По благоустройству села проведены работы по очистке территории, вывозу мусора, где задействованы безработные, стоящие на учете в центре занятости, и жители наслега. Периодически по территории наслега проходят субботники. Предстоит ограждение дворов, прокладывание дорог, тротуаров, озеленение дворов.

 

 

3.2. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Индивидуальное жилищное строительство.

Строительство в наслеге ведется очень медленно. В 2011 году по линии Министерства сельского хозяйства построено два жилых дома для молодых семей и многодетных семей с общей площадью 146 кв.м.

Так как наслег обустраивается, жители своими силами строят дома, которые из-за нехватки строительных материалов не заселены. Наслег расположен далеко от центра.

Некоторые семьи не могут попасть в программу индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием средств.

Никогда не строились дома для молодых специалистов.

 

3.3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК.

 

Обеспечение населения и учреждений социальной сферы поселка Сиктях основными видами социально-значимых продовольственных товаров  осуществляет  предприятие оптовой торговли ОАО «Якутопторг», а также ИП «Корякин Е.А.». Администрацией района утверждены торговые надбавки на 5 наименований социально-значимых продовольственных товаров, которые обязательны для применения всеми хозяйствующими субъектами торговли.

Поставка социально-значимых продовольственных товаров осуществляется летом по водному транспорту (теплоход), а в зимнее время по «зимнику».

Основной задачей предприятия является обеспечение сельчан продовольственными товарами со страховым запасом на 9-12 месяцев, от зимника до зимника. Учитывая годовую потребность населения, предприятие закупает основные социально-значимые продовольственные товары (мука, сахар, крупы и т.д.) длительного срока реализации.

Для удовлетворения потребности продовольственными и промышленными товарами населения в детском питании, плодово-овощных консервах, мясных консервах, кондитерских изделиях, детской одежды и обуви, школьных принадлежностях, хозяйственных товарах необходимо:

  • Сохранить государственные поставки продовольственных и промышленных товаров в арктические улусы, включить их в федеральную программу по линии досрочного Северного завоза, с учетом потребностей.

 

3.4. ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА.

 

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 г. № 631-р с.Быковский, с.Кюсюр, с.Намы, с.Найба, с.Таймылыр, с.Сиктях, с.Усть-Оленек Булунского улуса входят в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Представителями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности Булунского улуса, являются эвенки и эвены. Им разрешается по закону употребление  рыбы и мяса диких северных оленей, а также предоставление бесплатных лекарственных препаратов.

 

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ НАСЛЕГА СИКТЯХ

Основные положения программы исходят от принятия решения по Указу Президента Республики Саха (Якутия) «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)» от 27.09.2012г. № 1644.

Необходимость разработки программы обусловлена будущим развитием села:

- внедрение табунного коневодства;

- приобретение скороспелой живности;

- развитие клеточное звероводство;

- подключение и установка сотовой связи;

- подключение к скоростному интернету;

- строительство школы-детсада;

- строительство модульной котельной;

- развитие молодежной политики;

- строительство детских спортивных площадок;

         - строительство парка культуры и отдыха для проведения национального праздника Ысыах ;

- приобретение трактора ДТ-75;

- подключение к программе ИЖС «Жилище» для молодых специалистов, многодетных семей;

- строительство ФАПа;

- ремонт вертолетной площадки.

Цель программы - формирование качественно нового уровня жизни сельского поселения;

Создание качественно устойчивой, социально-экономической среды;

Обеспечение эффективной занятости населения, снижение безработицы, улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности;

Повышение качества жизни населения, устойчивое функционирование сельхозпроизводства.

Задачи программы:

1. Развитие человеческого потенциала и повышения качества жизни жителей села;

2. Развитие жилищной инфраструктуры;

3.Укрепление материально-технической базы рыбопромысловых предприятий;

  1. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;
  2. Развитие туризма;
  3. Развитие социальной инфраструктуры;
  4. Сокращение образуемой массы отходов, организация их переработки и утилизации.
  5. Обеспечение активной политики занятости населения.

 

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ НАСЛЕГА СИКТЯХ НА 2013-2016 ГОДЫ

         3.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры осуществляется в трех секторах: образование, здравоохранение, культура.

 

Образование.

 

Основными проектами в сфере образования являются:

- строительство школы-детсада.

- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

 Организация летнего отдыха.

-Занятость детей в летний период.

-Организация лагерей труда и отдыха дневного пребывания;

-Организация выезда детей в республиканские лагеря;

-Организация выезда детей в санатории круглогодичного действия;

 

Здравоохранение.

В целях повышения уровня здоровья населения необходимо строительство нового здания ФАП-а.

 

Культура

Основным мероприятием в рамках развития культуры и спорта является строительство парка культуры и отдыха, а также строительство спортивных площадок.

Строительство здания СДК, спортивного зала .

 

Молодежная политика.

Основной целью Программы по развитию молодежной политики в наслеге Сиктях является создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития улуса, села.

Основными задачами являются:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях собственного развития;

Основные мероприятия:

- формирование целостной системы поддержки, обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;

- стимулирование молодежи к самоуправлению, развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации;

- вовлечение молодежи в активную общественную деятельность, развитие положительных навыков гражданского участия и лидерства, развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи;

- формирование у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности (россияне);

- укрепление в молодежной среде нравственно-культурных и традиционных семейных ценностей, поддержка молодых семей и преодоление кризиса института семьи;

- популяризация здорового образа жизни, вовлечение молодежи в спортивные и туристические мероприятия;

- формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным  ценностям.

Результаты реализации программных мероприятий:

- снижение количества безработной молодежи в наслеге;

- повышение активности молодежи;

- увеличение числа молодежи, вовлеченной в развивающие формы досуга;

- увеличение числа подростков и молодежи, охваченных профилактическими акциями и мероприятиями;

- увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях и акциях по воспитанию толерантного сознания и профилактики экстремизма в молодежной среде.

 

Социальная защита населения.

В современных экономических условиях проблема социальной защищенности малообеспеченных слоев населения (ветеранов, инвалидов, одиноких престарелых) особенно важна.

Программные мероприятия:

 Улучшение организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения малообеспеченных людей, медицинской профилактики и реабилитации;

 Устойчивое повышение качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому и в стационарных условиях как фактора качества жизни;

Обеспечение соблюдения экономических, социальных и культурных прав малообеспеченных людей;

 Оказание эффективной поддержки семьям, обеспечивающим семейный уход за своими пожилыми родственниками, инвалидами и детьми-инвалидами;

 Повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную защиту малоимущих;

 Государственная поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов.

 

Ожидаемый результат реализации программы:

1. Повышение качества и доступности социальных услуг для инвалидов в наслеге Сиктях;

2. Проведение мероприятий по профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, в которых предполагается участие инвалидов.

 

Профилактика правонарушений

Одной из основных задач в перспективе остается усиление профилактики правонарушений и преступлений, это – прежде всего:

Борьба с антисоциальными явлениями, являющимися питательной средой для криминализации;

Снижение резкого имущественного расслоения, дифференциации доходов граждан.

Поддержка со стороны населения и общественных объединений – одно из непременных условий эффективной деятельности всех правоохранительных органов.

Необходимо активизировать работу по возобновлению деятельности общественных формирований правоохранительной направленности.

 

Развитие малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства, кроме малых предприятий, относятся и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели.

Для поддержки предпринимательства в наслеге требуется решить следующие задачи:

- совершенствовать нормативную базу на наслежном уровне для создания условий успешного развития малого предпринимательства с учетом специфики наслега;

- оптимизировать систему государственной поддержки и регулирования деятельности на наслежном уровне;

- разработать механизмы стимулирования создания новых устойчивых рабочих мест предпринимательскими структурами;

- строительство мини-пекарни хлебобулочных изделий с годовым объемом на 20 тонн.

 

Развитие туризма.

Одним из факторов устойчивого развития территории является развитие туризма. На сегодня инфраструктура для развития туризма в районе практически отсутствует.

Очень перспективным и относительно молодым видом туризма является экологический туризм. Это путешествия в относительно нетронутые природные зоны с целью изучения природы, растений, а также отдыха. Развитие этого вида туризма связано с затратами на защиту окружающей среды.

Привлекателен для туристов богатый животный и растительный мир: здесь обитают лоси, дикий северный олень, росомаха, полярный волк, песец и др.

В лесотундре имеются места, где построены «стойбища» XIX века, оленеводов и охотников, который символизирует эвенский образ жизни, этническую сторону эвенов. Он может функционировать в качестве этнического музея, наглядным пособием для жителей улуса, по изучению родного края. В самом наслеге стоит здание старой церкви 1886 года постройки.

 

3.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА

В целях снижения уровня общей безработицы, снятия напряженности на рынке труда в сельской местности, обеспечения эффективной занятости населения, расширения сферы занятости, создания и развития сферы туризма, предпринимательской деятельности предусмотрен комплекс мер, включающий в себя следующее:

1. Содействие трудоустройству граждан;

2. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3. Усиление мотивации граждан к трудоустройству;

4. Повышение качества рабочей силы;

5. Социальная поддержка безработных граждан.

В качестве механизма решения кадрового вопроса целесообразно использовать все имеющиеся ресурсы:

- привлечение местного населения, прежде всего, наиболее перспективной его части – молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст, путем организации специальных образовательных программ.

 

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Достижение высокой экономической и политической значимости программы возможно при вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет федерального, республиканского, районного, местного бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.

Объемы и структура финансирования программы развития наслега подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и других источников финансирования.

 

V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.

 

Нормативно-правовое обеспечение.

Программа комплексного развития муниципального образования сельское поселение «Сиктяхский наслег» на 2013-2016 годы будет осуществляться на правовой базе, основанной на общих положениях действующего законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по вопросам программной разработки и направлениям решения актуальных проблем социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Для реализации мероприятий основными правовыми документами являются Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 79 от 17 октября 2003 г., федеральные и республиканские законы, правовые акты правительства РФ и РС (Я), распоряжение Правительства РС (Я) от 29 сентября 2011 года № 1031-р «О методических рекомендациях по разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований на уровне поселений Республике Саха (Якутия)», а также Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999г. № ВК477, приказом Минрегиона России от 30.10.2009г. № 493, Приказ Минрегиона РФ от 6 мая 2011 г. N 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».

Нормативно-методическое обеспечение реализации программы осуществляется по двум направлениям:

- принятие программы улусным Собранием депутатов, придание ей статуса муниципального нормативного акта.

- принятие нормативных актов, регулирующих деятельность администрации МО.

Администрация муниципального образования «Булунский улус (район)» готовит:

проекты решений по проблемам реализации Программы на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия);

проекты ведомственных нормативных актов по соответствующим проблемам;

проекты решений муниципальных органов власти;

решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы;

предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.

 

Механизм реализации мероприятий программы

Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами экономической и социальной политики РС (Я).

В механизм реализации Программы входит разработка и утверждение плана действий, где будут указываться исполнители, участники и сроки реализации мероприятий. При реализации Программы необходимо взаимодействие местных и республиканских органов исполнительной власти со всеми участниками мероприятий. Механизм реализации Программы соответствует экономической ситуации, ожидаемой в предстоящие годы.

Функциональный механизм реализации  Программы включает следующие элементы:

  • стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития хозяйственного комплекса наслега);
  • экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, её материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий;
  • организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).

На начальном этапе выполнения Программы особое внимание будет уделяться реализации первоочередных проектов, ориентированных на скорейшее решение основных задач Программы. Планируется также осуществление ряда мероприятий социального характера, призванных смягчать наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения, образования и обеспечения социальных стандартов жизни в наслеге.

Финансовый механизм реализации Программы включает следующие элементы:

  • оптимизация движения финансовых средств, прозрачность финансовых потоков на основе казначейского исполнения бюджета наслега;
  • экономическое и финансовое прогнозирование бюджетного процесса в среднесрочной и долгосрочной перспективе, оценка эффекта от налоговых льгот, оценку эффективности бюджетных расходов и др.;
  • нормативно-правовое обеспечение бюджетной, финансовой и инвестиционной политики в наслеге;
  • повышение квалификации работников административных органов.

 

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Ответственным исполнителем программы является администрация МО СП «Сиктяхский наслег». Обсуждение и утверждение всех ключевых решений, касающихся разработки и реализации программы осуществляет административный совет руководителей и  наслежное собрание депутатов. Исполнители программных мероприятий предоставляют Администрацию улуса по разработке и реализации программы ежегодные и полугодовые отчеты о выполнении основных мероприятий. Совет программы информирует улусное собрание депутатов о ходе реализации программы за отчетный период.

Администрация муниципального образования МО СП «Сиктяхский наслег» отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому использованию средств бюджетов, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование из республиканского бюджета на очередной финансовый год.

Глава администрации МО несет персональную ответственность за ход ее реализации, конечные результаты, целевые и эффективные использования выделяемых на реализацию программных средств.

Контроль за выполнением программы включает:

1. Отчетность;

2. Контроль за использованием финансовых средств;

3. Контроль за сроками выполнения договоров, контрактов, соглашений;

4. Контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.

Ежегодно в администрации МО рассматриваются итоги прошедшего года, составляется план работы на очередной год, разрабатывается система программных мероприятий, заслушиваются отчеты главы администрации.

VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий программы развития МО СП «Сиктяхский наслег» будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации поселка, дальнейшему развитию предпринимательства, рыночной системы хозяйствования и приведет к положительным результатам на начало 2017 года.

В результате реализации программы должны быть созданы нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее снижение социального уровня жизни, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы в поселке, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания и создадут базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию.

 

Ожидаемые результаты

Конечным результатом реализации предлагаемых мероприятий должно стать достижение стабильного роста и развития экономики наслега, создание условий формирования и функционирования эффективно действующих хозяйствующих субъектов, увеличение производственного и ресурсного потенциала, а также укрепление благосостояния населения в виде получения высоких и устойчивых доходов, создания новых рабочих мест, возможности полноценной занятости, доступности широкого спектра социальных услуг.

В результате реализации Программы к 2017 году будут достигнуты следующие социально-экономические показатели по сравнению с 2010 годом:

 - Снижение уровня регистрируемой безработицы;

- Рост среднемесячной заработной платы;

  - Создание новых рабочих мест;       

- Увеличение оборота розничной торговли и общественного питания; 

- Увеличение оборота платных услуг населению;

           -Увеличение уровня строительство социальной сферы:/строительство школы-сада,

     /капитальный ремонт здания клуба, почты./

           - Увеличение уровня ИЖС;

            - По благоустройству: озеленение улиц, ограждения домов,

            -  Ремонт вертолетной площадки;

            - Подключение и установка сотовой связи;

            - Строительство парка культуры и отдыха;

           - Приобретение трактора ДТ-75 с прицепом;

           - Подключение к скоростному интернету;

           - Приобретение скороспелой живности.